МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЯСНЕНИЯ
Оборот организаций оптовой (розничной)
торговли
- выручка-нетто от реализации товаров, продукции, работ, услуг. Оборот
организаций, как правило, включает выручку от продажи товаров, приобретенных в
целях перепродажи, за минусом НДС, акциза и других аналогичных обязательных
платежей; выручку от реализации посреднических услуг (сумму вознаграждений
комиссионеров (поверенных, агентов) за минусом НДС); стоимость товаров
собственного производства, отгруженных (переданных) другим юридическим лицам и
индивидуальным предпринимателям; выручку от других видов деятельности (доход от
сдачи в аренду зданий, складских помещений и торговых площадей, транспортных
средств и оборудования и т.п.)
Оборот розничной торговли - стоимость
товаров, проданных населению для личного
потребления или использования в домашнем хозяйстве за наличный расчет или
оплаченных по кредитным карточкам, по расчетным чекам банков, по перечислениям
со счетов вкладчиков, по поручению физических лиц без открытия счета, посредством
платежных карт, что также учитывается как продажа за наличный расчет.
Стоимость
товаров, отпущенных населению через розничную торговую сеть или через торговые
подразделения неторговых организаций в счет задолженности по заработной плате,
пенсиям, пособиям и т.п. с последующей оплатой организациям торговли
предприятиями, органами социального обеспечения или др., включается в оборот
розничной торговли.
Стоимость
товаров, проданных отдельным категориям населения со скидкой, включается в
оборот розничной торговли в полном объеме. В оборот розничной торговли не
включается стоимость товаров, отпущенных из розничной торговой сети юридическим
лицам (в том числе организациям социальной сферы, спецпотребителям
и т.п.) и индивидуальным предпринимателям, и оборот общественного питания.
В таблицах приведен индекс физического объема оборота
розничной торговли - относительный показатель, характеризующий
изменение объема продажи товарной массы (количественного фактора оборота) в
текущем периоде по сравнению с базисным.
Индивидуальные индексы отражают изменение объема продажи одного товара, общий
(сводный) индекс физического объема оборота характеризует совокупные изменения
товарной массы. Этот индекс показывает, как изменился оборот в результате
изменения только его физического объема при исключении влияния динамики цен.
Оборот общественного питания - выручка от
реализации собственной кулинарной продукции и покупных товаров, проданных
населению для потребления главным образом на месте, а также организациям и
индивидуальным предпринимателям для организации питания различных контингентов
населения.
В оборот общественного питания
включается стоимость кулинарной продукции и покупных товаров, отпущенных:
работникам организаций с последующим удержанием из заработной платы; на дом по
заказам населения; на рабочие места по заказам организаций и индивидуальных
предпринимателей; транспортным организациям в пути следования сухопутного,
воздушного, водного транспорта; для обслуживания приемов, банкетов и т. п.;
организациями общественного питания организациям социальной сферы (школам,
больницам, санаториям, домам престарелых и т.п.) в объеме фактической стоимости
питания.
Стоимость
питания пациентов больниц, контингентов, проживающих в детских домах, домах
престарелых и т.п., предоставляемого бюджетными учреждениями бесплатно, в
оборот общественного питания не включается.
Стоимость
питания в учебных учреждениях, в том числе предоставляемого для отдельных
категорий учащихся на льготной основе за счет средств бюджета, включается в
оборот общественного питания в полном объеме.
Оборот розничной торговли (оборот
общественного питания) включает данные как по организациям, для которых эта
деятельность является основной, так и по организациям других видов
деятельности, осуществляющим продажу населению товаров (кулинарной продукции)
через собственные торговые заведения (заведения общественного питания) или с
оплатой через свою кассу.
Оборот розничной торговли (оборот
общественного питания) формируется по данным сплошного статистического наблюдения
за крупными и средними организациями, которое проводится с месячной
периодичностью, а также ежеквартальных выборочных обследований малых
предприятий и розничных рынков, ярмарок, выборочных обследований индивидуальных
предпринимателей с распространением
полученных данных на генеральную совокупность объектов наблюдения.
Федеральным законом от 24 июля 2007 г. №
209-ФЗ определены категории субъектов малого и среднего предпринимательства и
изменены критерии отнесения юридических лиц к малым предприятиям. Кроме того,
Законом определены принципы ведения федерального государственного
статистического наблюдения в отношении указанных категорий хозяйствующих
субъектов.
В связи с изложенным, Росстатом с 2008
г. изменен порядок проведения статистических наблюдений в отношении малых
предприятий, отнесенных по основному виду деятельности к оптовой и розничной
торговле.
Кроме того, в соответствии с
требованиями системы национальных счетов оборот розничной торговли и
общественного питания организаций досчитываются на объемы скрытой деятельности.
Валовая прибыль организаций торговли - разность
между продажной и покупной стоимостью реализованных товаров (без НДС налога с
продаж и аналогичных обязательных платежей).
Ежеквартальные
обследования деловой активности организаций розничной торговли) представляют
собой репрезентативные выборочные обследования, представительные по
территориальному признаку, охватывающие все группы организаций по формам
собственности и размеру. При распространении выборочных оценок показателей
деловой активности на генеральную совокупность они корректируются в
соответствии со структурой генеральной совокупности.
В качестве простых индикаторов
результатов обследований используются балансы оценок показателей (в процентах),
определяемые как разность долей респондентов, отметивших "увеличение"
и "уменьшение" показателя по сравнению с предыдущим периодом, или как
разность долей респондентов, оценивших уровень показателей как "выше
нормального" и "ниже нормального" уровня.
На
основе балансов оценок рассчитывается композитный индикатор - индекс
предпринимательской уверенности. В розничной
торговле индекс предпринимательской уверенности рассчитывается как среднее
арифметическое значение балансов оценок фактического экономического состояния,
уровня складских запасов (берется с обратным знаком) и ожидаемого
экономического состояния торговых организаций.
В разделе информация представлена в виде
среднеарифметических значений балансов ежеквартальных обследований за каждый
анализируемый год.
Оборот оптовой торговли - стоимость
отгруженных товаров, приобретенных ранее на стороне в целях перепродажи
юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для профессионального
использования (переработки или дальнейшей продажи).
Оборот
оптовой торговли формируется по данным сплошного
статистического
наблюдения за крупными и средними
организациями, которое проводится с месячной периодичностью, а также
ежеквартальных выборочных обследований малых предприятий с распространением
данных на генеральную совокупность объектов наблюдения.
Кроме того, в соответствии с
требованиями системы национальных счетов оборот оптовой торговли досчитывается
на объемы скрытой деятельности.
Объем платных услуг населению отражает общий
объем денежных средств, уплаченных самим потребителем за оказанную ему (или
членам его семьи) услугу или его организацией (предприятием), в которой он
работает. Производителями услуг выступают исключительно резиденты российской
экономики (организации, предприятия, индивидуальные предприниматели различных
видов деятельности, зарегистрированные на территории Российской Федерации).
Потребителями услуг являются граждане Российской Федерации, а также граждане
других государств (нерезиденты), потребляющие те или иные услуги на территории
Российской Федерации.
Объем платных услуг включает объемы
услуг, оказанных населению крупными и средними организациями и малыми
предприятиями, некорпоративными предприятиями,
гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования
юридического лица на индивидуальной основе. Этот показатель формируется на
основании данных форм федерального государственного статистического наблюдения
и оценки скрытой и неформальной деятельности на рынке услуг по утвержденной
методике.
Платные услуги
населению включают в себя: бытовые, транспортные, услуги связи, жилищные,
коммунальные, услуги гостиниц и аналогичных средств размещения, услуги системы
образования, культуры, туристские, услуги физической культуры и спорта,
медицинские, социальные услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста и
инвалидам, санаторно-оздоровительные, ветеринарные, услуги правового характера
и др.
В табл. 20.35, 20.37, 20.38, 20.42-20.44
данные о платных услугах населению в распределении по видам приведены в
соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению с учетом
внесенных в него в установленном порядке изменений.
В соответствии с Общероссийским
классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД) рекламная деятельность
включает: подготовку и размещение рекламы; рекламирование в средствах массовой
информации путем продажи времени и места рекламы; воздушную рекламу;
распространение или адресную рассылку рекламных материалов, доставку рекламных
образцов; предоставление места для рекламы.
Под аудиторской деятельностью понимается
деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой
(бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей, а
также по оказанию сопутствующих аудиту услуг: постановка, ведение и восстановление
бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности,
консультирование (экономическое, финансовое, правовое), оценка стоимости
имущества, анализ финансово-хозяйственной деятельности организации и др.
К сделкам с недвижимостью относится:
купля-продажа, мена, аренда, рента,
управление, дарение, наследование
недвижимого имущества и др. Содержанием
посреднических услуг в сделках с
недвижимостью является: подбор вариантов, оформление всех необходимых для
совершения сделки документов, консультирование юристами и агентами фирм
участников сделки по возникающим проблемам.