ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ОРГАН ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ

ПО РЕСПУБЛИКЕ  БУРЯТИЯ

670010, Улан-Удэ, ул. Толстого, д. 3

Тел. 22-27-10, факс: 22-31-12

E-mail: sekretar@brt.fsgs.ru

Web: http://burstat.gks.ru

ОКПО 00079881   ИНН 0323017192

ПРЕСС-РЕЛИЗ

«23» июля 2009 г.                                                                                                №03-14/1-18

Уровень образования населения отдельных национальностей Республики Бурятия

 

 
06 

Итоги переписи 2002 года показали, что по сравнению с данными переписи 1989 года в республике повысился уровень образования населения. Число лиц, имеющих образование основное общее и выше, составило 706 тыс. человек, или 91% от общей численности населения в возрасте 15 лет и старше  и увеличилась на 19%. Из 1000 жителей 909 против 819 человек в 1989 году имели данное образование.

Необходимо отметить, что у всех основных национальностей республики значительно вырос образовательный уровень. Наиболее высокий уровень образования отмечается, как и при переписи 1989 года, у бурят. У них доля лиц, имеющих образование от основного общего и выше, составила в 2002 году 935 человек на 1000 населения, а в 1989 году 843 человека. У украинцев 922 человека против 893 в 1989 году, русских  900 и 807 человек, татар 844 и 762, эвенков 897 против 814 человек и сойотов 922 человека на 1000 жителей в 2002 году.

Впервые при переписи получена численность лиц, имеющих послевузовское образование, т.е. закончивших аспирантуру, докторантуру, ординатуру и которая составила 1625 человек. Удельный вес лиц, имеющих данное образование, у бурят составляют 56 и русских 41% от общего итога с послевузовским образованием, и у обеих национальностей среди представителей с таким образованием преобладают женщины.

Число специалистов с высшим образованием, включая и послевузовское, увеличилось до 118,9 тыс. человек, или на 39%. Численность бурят с высшим образованием возросла в 1,6 раза, русских в 1,8 и эвенков в 1,9 раза. Численность украинцев с высшим образованием уменьшилась наполовину и татар на 1%. Почти у всех национальностей среди лиц с высшим образованием преобладают женщины: у бурят (59%), русских (57%), эвенков (65%) и сойотов (62%). У украинцев и татар преобладают мужчины (соответственно 56 и 52%).

Численность граждан со средним профессиональным образованием за межпереписной период возросла на 66 тыс. человек, или на 48%. Резкий рост числа специалистов с данным уровнем образования произошел у эвенков в 2 раза,  бурят на 66%, русских на 49 и татар на 27%. И на 39% уменьшилась численность украинцев, имеющих среднее профессиональное образование. Несмотря на рост или снижение абсолютных показателей, в расчете на 1000 населения все таки выше уровень данного образования у украинцев, русских,  татар и бурят.

В целом граждан в возрасте 15 лет и старше с начальным профессиональным образованием уменьшилось на 1,3 тыс. человек, или на 1%, со средним (полным)  увеличилось на 7,0 тыс. человек, или на 5% и  сократилось число граждан с основным общим на 3,7 тыс. человек, или на 3%.

Значительно сократилось число лиц, имеющих начальное общее образование у всех основных национальностей, что  связано с рядом причин: уменьшение численности детей вследствие снижения рождаемости, смертности старшего поколения, имевших более низкий уровень образования, стремлением граждан получить более высокий уровень образования.  

За межпереписной период снизилось число лиц, не имеющих начального общего образования (из 1000 в возрасте 15 лет и более)  с  63 до 13 человек, соответственно уменьшилась и доля неграмотного населения с 2,4 до 0,8%. В 2002 году 63% (в 1989 году 82%) неграмотных составили лица в возрасте 60 лет и старше, т.е. поколение, родившееся в довоенные годы. В то же время неграмотной молодежи в возрасте 15-29 лет насчитывалось по предшествующей переписи 734 человека (0,3% от их общего числа), при переписи 2002 года 995 человек (0,4%).

В возрасте 15-19 лет не умеют читать и писать 431 человек, или 0,4 процента от  общего числа родившихся в 1983-1987 годах.

По уровню образования на 1000 населения в возрасте 15 лет и более в республике приходится 154 человека с высшим образованием, включая послевузовское.  Республика уступила свои позиции в рейтинге по уровню образования, если в 1989 году она занимала 14 место, то в 2002 году 19 место по Российской Федерации. На первых позициях находятся жители г. Москвы (299 чел.), г. Санкт-Петербурга (261), Московской области (206) и т.д. Среди регионов Сибирского федерального округа республика занимает 3 место, после Новосибирской (169 чел.) и Томской  (166 чел.) областей.

В целом по Российской Федерации среди русских в возрасте 15 лет и старше на 1000 населения приходится лиц с высшим (включая послевузовское) образованием 166 человек. Высокий уровень образования имеют русские, проживающие в гг. Москва (315 чел.), Санкт-Петербург (278), Московской (206), Калининградской (179), Самарской (180), Воронежской (161), Калужской, Ростовской (159) областях и т.д.   В Сибирском федеральном округе более образованны жители Новосибирской (169 чел.) и Томской (168 чел.) областей.

             В целом по России среди бурят в возрасте 15 лет и старше на 1000 населения приходится лиц с высшим (включая послевузовское) образованием 221 человек. Наиболее высокий уровень образования имеют буряты, проживающие в Республике Бурятия 240 человек на 1000 населения. Ниже у бурят, проживающих в Иркутской области 187 человек, в том числе в Усть-Ордынском Бурятском национальном округе 176 и Читинской области 162 человека, в том числе в Агинском Бурятском национальном округе 176 человек на 1000 населения.

Из национальностей, проживающих в Российской Федерации, высокий уровень образования (высшее, включая послевузовское) имеют евреи 590 человек на 1000 населения в возрасте 15 лет и старше. Далее со значительным разрывом идут осетины и буряты (221 чел.), адыгейцы (205), украинцы (200), балкарцы (197), белорусы и карачаевцы (186), калмыки (183), армяне (180), черкесы (168), русские (166), якуты (161).

Таким образом, повышение образовательного уровня населения связано с стремлением граждан получить более высокий уровень образования и сниже