«УТВЕРЖДАЮ»
Заместитель Министра
экономического развития
Российской Федерации
__________________ А.Н.Клепач
« 30 » ноября 2009 года
ПРОГРАММА РАБОТ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ СПЛОШНОГО НАБЛЮДЕНИЯ И
ВЫБОРОЧНОГО НАБЛЮДЕНИЯ В ЦЕЛЯХ
ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАЗРАБОТКИ
БАЗОВЫХ ТАБЛИЦ «ЗАТРАТЫ - ВЫПУСК»
ВВЕДЕНИЕ
Базовые таблицы «затраты-выпуск», являясь составной частью Системы национальных счетов (СНС), представляют собой интегрированную систему макроэкономических показателей, всесторонне характеризующих структуру экономики в детализированном разрезе видов экономической деятельности и продукции. Дополняя полную последовательность счетов, эти таблицы позволяют обеспечить более детальный анализ процесса производства и использования товаров и услуг, а также образования и использования доходов, создающихся в процессе производства.
Базовые таблицы «затраты-выпуск» лежат в основе получения сбалансированных и более точных оценок валового внутреннего продукта. Для международных организаций регулярность составления и степень детализации базовых таблиц «затраты - выпуск» является индикатором качества расчета важнейших макроэкономических показателей.
Только эти таблицы могут обеспечить органы власти и научно-исследовательские организации детализированной информацией о структурных пропорциях и межотраслевых связях в экономике страны, необходимой для прогнозирования и принятия решений в области экономической политики.
Для расчета
показателей базовых таблиц «затраты-выпуск» требуется интеграция большого
объема разнородной информации, полученной из различных источников.
Помимо данных текущих федеральных статистических наблюдений, а также сводных данных бухгалтерской отчетности коммерческих нефинансовых организаций, формируемых Росстатом, для информационного обеспечения разработки этих таблиц необходимы:
· данные специальных (единовременных) статистических наблюдений;
· информация других субъектов официального статистического учета (Банка России, Минфина России, ФНС России, ФТС России и других министерств и ведомств).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009г. № 201-р предусмотрено проведение следующих федеральных статистических наблюдений:
а) во II квартале 2011 г. по итогам за 2010 год - сплошное федеральное статистическое наблюдение субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - сплошное наблюдение);
б) во II квартале 2012 г. по итогам за 2011 год - выборочное федеральное статистическое наблюдение затрат на производство и результатов деятельности хозяйствующих субъектов (далее - выборочное наблюдение).
I. СПЛОШНОЕ ФЕДЕРАЛЬНОЕ СТАТИСТИЧЕСКОЕ
НАБЛЮДЕНИЕ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1. Общие положения
1.1. Срок представления сведений субъектами малого и среднего предпринимательства – 1 апреля 2011 года.
Первичные статистические данные сплошного наблюдения предоставляются субъектами малого и среднего предпринимательства по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам и в сроки, которые указаны на этих формах. Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются Федеральной службой государственной статистики (далее – Росстат). Росстат и его территориальные органы размещают формы сплошного наблюдения и указания по их заполнению на своих официальных сайтах в сети Интернет.
1.2. Сплошному наблюдению за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства подлежат следующие категории хозяйствующих субъектов.
а) Коммерческие организации и потребительские
кооперативы, внесенные в
единый государственный реестр юридических лиц.
В категорию коммерческие организации входят хозяйственные
товарищества и общества (полное товарищество, товарищество на вере, общество с
ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью,
акционерное общество). Исключением
являются государственные и муниципальные унитарные предприятия, которые по
структуре уставного капитала по законодательству не могут быть субъектами
малого и среднего предпринимательства.
В категорию потребительские кооперативы входят добровольные объединения граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
б) Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, прошедшие государственную регистрацию в качестве индивидуальных предпринимателей (статья 23 Гражданского Кодекса Российской Федерации) и внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.
в) Крестьянские (фермерские) хозяйства.
К категории крестьянских (фермерских) хозяйств относятся:
- крестьянские (фермерские) хозяйства, созданные в соответствии с Законом РСФСР от 22 ноября 1990 года № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»;
- главы крестьянских (фермерских) хозяйств, прошедших государственную регистрацию в качестве индивидуальных предпринимателей.
Крестьянское (фермерское) хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии (статья 1, Федерального закона от 11 июня 2003 года №74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»).
Параметры деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства должны соответствовать установленным российским законодательством условиям по размеру выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость, средней численности работников, структуре уставного капитала.
а) Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета
налога на добавленную стоимость за предшествующий календарный год не должна
превышать предельные значения, установленные постановлением Правительства
Российской Федерации от 22 июля 2008 года N 556 «О предельных значениях выручки
от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и
среднего предпринимательства»:
средние предприятия - 1000 млн. рублей
малые предприятия (без микропредприятий) - 400 млн. рублей
микропредприятия - 60 млн. рублей.
б) Средняя численность работников за предшествующий
календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней
численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего
предпринимательства:
средние предприятия - от 101 до 250 человек включительно
малые предприятия (без микропредприятий) - до 100 человек включительно
микропредприятия – до 15 человек.
в) Структура уставного капитала для юридических лиц:
суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов
Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц,
иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений),
благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде)
указанных юридических лиц не должна превышать 25 процентов (за исключением
активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных
фондов),
доля участия, принадлежащая одному или нескольким
юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего
предпринимательства, не должна превышать 25 процентов.
2. Программа сплошного наблюдения
Программа сплошного наблюдения
– перечень вопросов (показателей), содержащихся в бланке статистического
обследования, а также порядок отбора единиц наблюдения и схема организации
обследований.
2.1. Система статистических показателей дифференцирована по категориям хозяйствующих субъектов в целях оптимизации нагрузки на учетный персонал, соответствия правилам первичного и бухгалтерского учета на предприятии, что позволит получить более достоверную и качественную информацию от респондентов.
Система показателей
будет размещаться на следующих формах федерального статистического наблюдения:
1) Форма № МП «Сведения
о деятельности малого предприятия» (проект формы прилагается),
2) Форма № ИП «Сведения
о деятельности индивидуального предпринимателя» (проект формы прилагается),
3) Совокупность форм
федерального статистического наблюдения, действующих в настоящее время для
обследования средних предприятий (приложение 2).
Система показателей размещается на бланках форм сплошного наблюдения. Бланки форм являются двусторонними машиночитаемыми документами формата А4, за исключением персонализированной и адресной части формы индивидуального предпринимателя, которая изготавливается на одностороннем бланке, не подлежащем автоматизированной обработке. На бланках форм проставляется автоматизированный номер обработки, необходимый для обеспечения единства документа при ручной и автоматизированной обработке.
2.2. Составление
списков объектов наблюдения
Основой формирования совокупности хозяйствующих субъектов, подлежащих сплошному наблюдению за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства, является Статистический регистр хозяйствующих субъектов Федеральной службы государственной статистики (Статрегистр Росстата).
Из Статрегистра Росстата отбираются хозяйствующие субъекты:
- юридические лица, которым на основании информации, содержащейся в регистре, присвоен статус «среднего», «малого (без микропредприятия)» и «микропредприятия»,
- физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования физического лица, включенные в фонд «Индивидуальные предприниматели» регистра,
- хозяйствующие субъекты, статус которых не определен.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009г. № 201-р предусмотрено представление до 1 сентября 2010 года ФНС России в Росстат перечня сдающих налоговую отчетность налогоплательщиков (юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица). Эта информация является основой для уточнения круга экономически активных хозяйствующих субъектов.
Методология и порядок взаимодействия Росстата и ФНС России по получению перечней действующих хозяйствующих субъектов (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) разрабатывается и утверждается совместным документом Росстата и ФНС России.
В качестве альтернативных источников для актуализации совокупности хозяйствующих субъектов, подлежащих сплошному наблюдению, рассматривается возможность взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими регулирование в соответствующих сферах экономики и лицензирование отдельных видов экономической деятельности, государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства.
Совокупность отобранных хозяйствующих субъектов малого и среднего предпринимательства предполагается подразделить на три подсовокупности:
- статистически значимые, т.е. обеспечивающие наибольший «вклад» в параметры деятельности конкретного сектора экономики, в том числе в региональном аспекте;
- статистически незначимые, т.е. с незначительными объемами производственной деятельности,
- значимость не определена, т.е. отсутствует информация о размерах производственной деятельности.
Отнесение хозяйствующих субъектов к вышеназванным подсовокупностям будет проводиться на основании пороговых значений по численности работников и размерам доходов, определенных по отраслевому и региональному принципу применительно к типу хозяйствующего субъекта – юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю.
2.3.
Схема сбора сведений сплошного наблюдения
Формы сплошного наблюдения и указания по их
заполнению на бумажном носителе доводятся Росстатом до всех хозяйствующих
субъектов, подлежащих сплошному наблюдению, по почте по адресам их регистрации
(фактического местонахождения). Представление
заполненных отчетов хозяйствующими субъектами в соответствии с
законодательством Российской Федерации производится одним из способов:
- на
бумажном носителе почтовым методом или нарочным;
- путем
заполнения электронных версий отчетов на сайтах территориальных органов
Росстата.
С
малыми предприятиями – юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями,
попавшими в подсовокупность статистически значимых объектов и не представившими
отчеты, проводится дополнительная работа для получения от респондента ответа. С
этой целью предполагается привлечение ограниченного количества временных
работников для работы с указанной группой респондентов с целью получения
информации.
С малыми предприятиями – юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, попавшими в подсовокупность статистически незначимых объектов и не представившими отчеты, дополнительная работа по досбору отчетности не производится. В отношении последних предполагается проведение процедур импутации.
С малыми предприятиями - юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, попавшими в выборку из подсовокупности объектов, значимость которых не определена проводится следующая дополнительная работа. Из этой совокупности методом простой случайной расслоенной выборки формируется выборочная совокупность объектов, данные по которой должны быть получены от респондентов в обязательном порядке. С респондентами из этого числа не представившими отчеты проводится дополнительная работа для получения от респондента ответа. С этой целью предполагается привлечение ограниченного количества временных работников для работы с указанной группой респондентов с целью получения информации. Данные о всей подсовокупности формируются на основании распространения данных выборочной совокупности до генеральной совокупности.
3. Этапы проведения сплошного наблюдения
Основные этапы проведения работ по сплошному наблюдению приведены в Плане мероприятий по подготовке и проведению сплошного федерального статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства и выборочного федерального статистического наблюдения за затратами на производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) и результатами деятельности хозяйствующих субъектов (см. приложение 1).
4. Разграничение полномочий по уровням организации сплошного наблюдения
Организация сплошного наблюдения осуществляется на федеральном, территориальном, районном и полевом уровнях.
На федеральном уровне выполняются следующие функции:
· формирование программы сплошного наблюдения;
· методологическое и организационное обеспечение, планирование, координация и контроль всех работ по подготовке, проведению сплошного наблюдения и автоматизированной обработке ее материалов;
· подготовка и принятие соответствующих нормативных правовых актов по вопросам сплошного наблюдения;
· разработка мер, обеспечивающих гарантию защиты содержащихся в бланках сплошного обследования сведений о субъектах малого и среднего предпринимательства;
· формирование и уточнение смет затрат на подготовку, проведение сплошного наблюдения и подведения его итогов; обеспечение финансирования и контроль за использованием бюджетных средств;
· организация проведения научно-методологических и проектно-технологических работ по вопросам методологии и организации сплошного наблюдения, анализ результатов;
· подготовка, включая тиражирование, документации сплошного наблюдения и методическое сопровождение сбора и обработки информации;
· организация поставки в территориальные органы Росстата материально-технических средств;
· организация проведения информационно-разъяснительной работы при подготовке и проведении сплошного наблюдения; взаимодействие со средствами массовой информации;
· разработка программы обучения временного персонала и доведение ее до территориальных органов Росстата (ТОГС);
· контроль выполнения мероприятий по подготовке и проведению сплошного наблюдения;
· подготовка, разработка, внедрение и сопровождение автоматизированной системы обработки материалов и формирования итогов сплошного наблюдения;
· автоматизированная обработка материалов, включая авторедактирование и импутацию пропущенных данных по субъектам малого предпринимательства; формирование итогов сплошного наблюдения;
· формирование централизованной базы данных сплошного наблюдения; организация обеспечения авторизованного доступа к централизованной базе данных государственного информационного ресурса органам исполнительной власти и другим пользователям по регламентным и не регламентным запросам с обеспечением конфиденциальности полученной информации;
· подведение итогов, подготовка публикационных макетов таблиц, издание и хранение итогов сплошного наблюдения.
На территориальном уровне выполняются следующие функции:
· контроль качества выполнения работ по проведению сплошного наблюдения и собираемой информации;
· координация в субъекте Российской Федерации действий органов государственной власти по подготовке и проведению сплошного наблюдения; содействия привлечению граждан, проживающих в соответствующих административно-территориальных образованиях, к сбору сведений об объектах сплошного наблюдения;
· подбор и проведение обучения временного персонала;
· организация работы по составлению списков объектов сплошного наблюдения с использованием программных средств;
· организация работы по подбору и отправке респондентам пакета документов сплошного наблюдения;
· организация работы по контролю поступления заполненных форм наблюдения от респондентов;
· организация работы временно привлекаемого персонала по добору не поступивших форм наблюдения;
· автоматизированная обработка материалов
сплошного наблюдения, включая:
- экранное
кодирование первичных данных по малым предприятиям и индивидуальным
предпринимателям;
- проведение контроля комплектности и формально-логического контроля данных по малым предприятиям и индивидуальным
предпринимателям;
- ручной ввод информации, включая прохождение процедур формального
логического контроля;
- создание интегрированной базы первичных данных регионального
уровня по типам субъектов малого и среднего предпринимательства;
- передача данных на федеральный уровень для проведения процедур
авторедактирования и импутации данных;
- анализ полученных с
федерального уровня после проведения процедур авторедактирования и импутации
данных, формирование сводных
итогов;
- передача на федеральный уровень согласованных пообъектных данных и сводных итогов.
· обеспечение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, статистическими данными по итогам сплошного наблюдения.
На районном уровне выполняются следующие функции:
· контроль поступления заполненных форм наблюдения от респондентов;
· первичный визуальный контроль форм наблюдения по малым предприятиям;
· комплектование форм наблюдения по малым предприятиям и передача на региональный уровень.
На полевом уровне выполняются следующие функции:
· сбор сведений методом опроса и заполнение форм наблюдения по крупным индивидуальным предпринимателям, не представившим отчеты;
· передача заполненных форм наблюдения сплошного обследования на районный уровень.
5. Привлечение временного персонала
На период подготовки, проведения и автоматизированной обработки первичных данных сплошного наблюдения в территориальных органах государственной статистики привлекаются временные работники для осуществления следующих работ.
1) Для координации и сопровождения всего комплекса работ по сплошному наблюдению (формирование списков субъектов малого предпринимательства, организации работы по доведению бланков наблюдения до респондентов, контроля поступления заполненных отчетов, организации работы по добору не поступивших отчетов, организации автоматизированной обработки, подведения и анализа итогов наблюдения, подготовки к публикации данных сплошного наблюдения), начиная с IY квартала 2010 года.
2) Для организации работы по подбору пакета документов сплошного наблюдения и отправке респондентам.
3) Для дополнительной работы со статистически значимыми малыми предприятиями – юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, не представившими отчетность на период сбора данных.
4) Для ввода поступивших материалов сплошного обследования в программные средства автоматизированной обработки сплошного обследования.
Для осуществления работ согласно подпункту 1 временные работники будут привлекаться по срочному трудовому договору, для выполнения работ согласно подпунктам 2-4 - по гражданско-правовым договорам.
Порядок организации обучения лиц, осуществляющих сбор данных сплошного наблюдения, определяется Росстатом. ТОГС проводят обучение лиц, осуществляющих сбор данных, порядку заполнения бланков сплошного обследования, кодированию информации с последующим тестированием.
6. Подготовка материалов сплошного наблюдения к автоматизированной обработке и автоматизированная обработка
Подготовка материалов
сплошного федерального статистического наблюдения за деятельностью субъектов
малого и среднего предпринимательства к автоматизированной обработке включает
приемку форм наблюдения от
респондентов на районном уровне, поступивших по почте или представленных
нарочным. По мере поступления осуществляется регистрация получаемых форм
наблюдения в программном комплексе, ведется мониторинг сбора отчетов на
определенную дату, сведения мониторинга передаются с районного на региональный
уровень.
После сбора материалов
сплошного наблюдения на региональном уровне материалы передаются на федеральный
уровень для проведения процедуры
сканирования форм наблюдения респондентов.
На федеральном уровне в
процессе сканирования создается база электронных образов форм наблюдения,
первичные формы наблюдения в базе данных идентифицируются кодом ОКАТО, номером
пачки документов, номером автоматизированной обработки респондента, номером
страницы отчета по типам субъектов малого и среднего предпринимательства.
По завершении сканирования
на федеральном уровне всех материалов сплошного наблюдения осуществляется
выгрузка массивов электронных образов на DVD носителях по регионам. На
региональном уровне осуществляется приемка с федерального уровня массивов
электронных образов документов региона.
Операторский ввод и
кодирование первичных данных осуществляется в электронной версии форм
обследования оператором на региональном уровне со сканированного образа. Для
кодирования первичных данных используется информационно-поисковая система в соответствии
с общероссийскими классификаторами ОКВЭД, ОКАТО, ОКТМО, ОКПД, ОКЕИ.
При вводе информации,
представленной респондентами, осуществляются все виды контроля (визуальный,
формальный и логический, предупредительный, балансовый).
Программные средства
обеспечивают редактирование первичных данных сплошного наблюдения (малых
предприятий и индивидуальных предпринимателей) в соответствии с заданными
условиями (на основе логических взаимосвязей).
На региональном уровне
создаются базы первичных данных и базы первичных данных после осуществления
процедур редактирования. ПО завершении обработки на региональном уровне
осуществляется отгрузка баз первичных
данных регионального уровня на федеральный уровень через DVD носители.
На федеральном уровне осуществляется
приемка пообъектных данных с регионального уровня, авторедактирование и импутация данных,
формирование сводных итогов по малому предпринимательству в разрезе субъектов
Российской Федерации и муниципальных образований и проводится выверка
полученных итогов с ТОГС.
Первоначальная обработка данных по средним предприятиям осуществляется в рамках технологии обработки соответствующих форм федерального статистического наблюдения.
По завершении выверки формируется общая база
пообъектных данных и база данных сводной агрегированной информации о малом и
среднем предпринимательстве по унифицированным для всех типов организаций
показателям по России, субъектам Российской Федерации и муниципальным районам и
городам.
7. Публикация итогов сплошного наблюдения
Итоги сплошного наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства являются доступными и подлежат официальному опубликованию.
Подведение и публикацию итогов сплошного наблюдения осуществляется в два этапа:
- предварительные итоги (по краткой программе) |
|
Срок - IV квартал 2011 года |
- окончательные итоги (по полной программе) |
|
Срок - до 1 июля 2012 года |
Предварительные итоги по основным экономическим показателям деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства подлежат публикации по России, а также субъектам Российской Федерации в группировке по видам экономической деятельности, формам собственности и организационно-правовым формам.
Окончательные итоги подлежат публикации по всем показателям деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, информация по которым получена в рамках проведения сплошного наблюдении. Данные приводятся по России, субъектам Российской Федерации, детализированным разрезам по видам экономической деятельности и в территориальном распределении (муниципальным районам и городам). Публикация должна содержать группировки хозяйствующих субъектов по размерам бизнеса.
Публикация сводных итогов осуществляется с соблюдением требований законодательства по обеспечению конфиденциальности в отношении первичных данных, представленных респондентами.
II. ВЫБОРОЧНОЕ ФЕДЕРАЛЬНОЕ СТАТИСТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ЗАТРАТАМИ
НА ПРОИЗВОДСТВО И (ИЛИ) РЕАЛИЗАЦИЮ ТОВАРОВ (РАБОТ, УСЛУГ) И РЕЗУЛЬТАТАМИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ ЗА 2011 ГОД
1.
Общие положения
Действующая в настоящее время статистическая отчетность, несмотря на ее всеобъемлющий характер и широкий круг наблюдаемых показателей, не позволяет удовлетворить информационные потребности для разработки базовых таблиц «затраты-выпуск».
Наиболее проблемной зоной при
построении этих таблиц является получение информации о затратах на производство
и реализацию продукции, структуре основного и оборотного капитала в разрезе
детальной номенклатуры продукции. В текущих статистических наблюдениях
такого рода информация существует на уровне самых высоких агрегатов.
Для получения этих данных необходимо провести
выборочное федеральное статистическое наблюдение за затратами на производство и
(или) реализацию товаров (работ, услуг) и результатами деятельности
хозяйствующих субъектов (далее - выборочное наблюдение).
Методология проведения выборочного наблюдения будет определена после проведения комплекса научно-методологический работ в соответствии с Планом основных мероприятий по организации разработки базовых таблиц «затраты-выпуск» за 2011 год и согласована с заинтересованными министерствами и ведомствами.
2. Срок проведения
выборочного наблюдения
В
соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 февраля
2009г. № 201-р сроком проведения выборочного наблюдения установлен II квартал 2012 года.
Данные
по показателям выборочного наблюдения от респондентов будут собираться по
итогам за 2011 год в целом.
3.
Объекты наблюдения
Объектами выборочного наблюдения будут являться все категории хозяйствующих субъектов:
o коммерческие организации;
o некоммерческие организации;
o индивидуальные предприниматели, внесенные в единый государственный реестр
индивидуальных предпринимателей;
o нотариусы, занимающиеся частной практикой;
o адвокаты, учредившие адвокатский кабинет.
Коммерческая организация - организация, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (статья 50 Гражданского Кодекса Российской Федерации).
Существует два вида коммерческих организаций
- нефинансовые и финансовые организации.
Нефинансовые коммерческие организации – организации, основной функцией которых является производство товаров и нефинансовых услуг с целью продажи их на рынке по экономически значимым ценам и получения прибыли.
Финансовые коммерческие организации – организации, основной функцией которых является оказание услуг финансового посредничества или вспомогательная деятельность в сфере финансового посредничества.
Некоммерческая организация - организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками (статья 50 Гражданского Кодекса Российской Федерации).
К некоммерческим организациям (НКО) относятся:
·
НКО,
обслуживающие государственное управление (органы законодательной и
исполнительной власти федерального уровня, уровня субъектов Российской
Федерации, а также бюджетные учреждения различных видов деятельности – здравоохранения,
образования, науки и т.д.),
·
НКО,
обслуживающие корпорации (торгово-промышленная палата, ассоциации
производителей различных товаров и услуг и проч.),
·
НКО, обслуживающие домашние хозяйства (Федерация независимых профсоюзов,
политические, религиозные организации и проч.)
Индивидуальный предприниматель – гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (статья 23 Гражданского Кодекса Российской Федерации).
4. Способы проведения и составление списков объектов выборочного наблюдения
При проведении выборочного наблюдения будут использованы комбинированные способы.
Обследование коммерческих организаций, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, предполагается осуществлять в сплошном порядке.
Субъекты малого и среднего предпринимательства, некоммерческие организации и физические лица будут обследоваться в выборочном порядке.
Субъекты малого и среднего предпринимательства определяются в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Алгоритмы и размеры выборки для различных категорий хозяйствующих субъектов для проведения выборочного наблюдения будут определены в 2011 году после проведения научно-методологических работ, предусмотренных Планом основных мероприятий по организации разработки базовых таблиц «затраты-выпуск» за 2011 год.
Списки хозяйствующих субъектов, подлежащих выборочному наблюдению, будут сформированы на основании Статистического регистра Федеральной службы государственной статистики (Статрегистра Росстата) с использованием данных Единого государственного регистра предприятий и организаций (ЕГРПО), Единого государственного регистра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), перечня налогоплательщиков, сдающих налоговую отчетность, Федеральной налоговой службы, перечня кредитных организаций Банка России, перечня бюджетополучателей Федерального казначейства, перечня негосударственных пенсионных фондов и профессиональных участников рынка ценных бумаг Федеральной службы по финансовым рынкам, перечня страховых организаций Федеральной службы страхового надзора.
Данные Статрегистра Росстата по субъектам малого и среднего предпринимательства будут актуализированы по итогам проведения сплошного федерального статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства за 2010 год.
5.
Методы сбора сведений в ходе выборочного наблюдения
При обследовании юридических лиц будет использован метод заполнения бланков учетным персоналом обследуемых организаций.
При обследовании физических лиц (индивидуальных предпринимателей, нотариусов и адвокатов) будет использоваться метод опроса интервьюерами-экспертами.
6. Общие принципы и критерии по разработке системы показателей выборочного наблюдения
Система показателей выборочного наблюдения будет разработана на основе официальной статистической методологии, соответствующей международным стандартам, принципам официальной статистики и законодательству Российской Федерации.
Система показателей выборочного наблюдения должна обеспечить получение комплексной информации о затратах на производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) и результатах деятельности хозяйствующих субъектов всех отраслей экономики по стране в целом.
В ходе выборочного наблюдения сбору будут подлежать следующие сведения о деятельности хозяйствующих субъектов:
§ оборот, объемы производства и продаж отдельных видов товаров, работ, услуг в стоимостном измерении;
§ стоимость и состав расходов на приобретение сырья, материалов, топлива, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, услуг в разрезе группировок ОКПД;
§ стоимость и состав основных, оборотных средств и нематериальных активов в разрезе детальных группировок продукции;
§ затраты труда;
§ состав доходов и расходов бюджетных учреждений.
Система показателей выборочного наблюдения должна обеспечить расчет следующих показателей базовых таблиц «затраты-выпуск»:
· выпуск отраслей в разрезе кодов ОКВЭД,
· выпуск продукции в разрезе кодов ОКПД,
· промежуточное потребления в разрезе кодов ОКВЭД,
· добавленная стоимость по элементам (заработная плата, отчисления на социальное страхование, потребление основного капитала, чистая прибыль, налоги на производство, субсидии на производство),
· среднегодовая численность занятых,
· среднегодовая стоимость основных производственных и непроизводственных активов по видам активов,
· валовое накопление основного и оборотного капитала по видам активов.
Система показателей выборочного наблюдения должна соответствовать правилам ведения первичного и бухгалтерского учета хозяйствующих субъектов различных видов экономической деятельности, определяемым Российскими стандартами бухгалтерского учета (РСБУ).
В настоящее время порядок ведения бухгалтерского
учета в России регламентируется следующими документами:
Федеральным
законом от 21 ноября 1996г.№ 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»,
постановлением Правительства Российской
Федерации от 6 марта 1998 г. № 283, утверждающим Программу реформирования
бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой
отчетности;
приказом Минфина РФ от 1 июля 2004 г.
№ 180, одобряющим Концепцию развития бухгалтерского учета и отчетности в
Российской Федерации на среднесрочную перспективу.
Система показателей выборочного наблюдения должна быть дифференцирована для различных типов хозяйствующих субъектов (крупным и средним организациям, субъектам малого предпринимательства) в целях оптимизации нагрузки на учетный персонал.
Система показателей, характеризующая затраты на производство, должна быть дифференцирована по различным видам деятельности в соответствии с ОКВЭД, отражая технологические особенности производства различных товаров и услуг.
Разработка научно - обоснованной системы показателей выборочного наблюдения будет проводиться с участием различных органов исполнительной власти и общественных организаций.
7. Этапы проведения
выборочного наблюдения
Основные этапы
проведения выборочного наблюдения приведены в Плане мероприятий по подготовке и
проведению сплошного федерального статистического наблюдения за деятельностью
субъектов малого и среднего предпринимательства и выборочного федерального
статистического наблюдения за затратами на производство и (или) реализацию
товаров (работ, услуг) и результатами деятельности хозяйствующих субъектов (см.
приложение 1).
8. Разграничение полномочий по уровням организации выборочного наблюдения
Организация выборочного наблюдения осуществляется на федеральном, территориальном и районном уровнях.
На федеральном уровне (центральный
аппарат Росстата) выполняются следующие функции:
· формирование программы выборочного наблюдения;
· методологическое и организационное обеспечение, планирование, координация и контроль всех работ по подготовке, проведению выборочного наблюдения и автоматизированной обработке его результатов;
· формирование и уточнение смет затрат на подготовку, проведение выборочного наблюдения и подведения его итогов; обеспечение финансирования и контроль за использованием бюджетных средств;
· организация проведения научных исследований по вопросам методологии и организации выборочного наблюдения, анализ результатов;
· организация работы по составлению списков объектов выборочного наблюдения с использованием программных средств;
· подготовка, включая тиражирование, инструментария выборочного наблюдения и методическое сопровождение сбора и обработки информации;
· организация поставки в территориальные органы Росстата материально-технических средств;
· организация проведения информационно-разъяснительной работы при подготовке и проведении выборочного наблюдения, взаимодействие со средствами массовой информации;
· разработка программы и организация обучения временного персонала;
· контроль выполнения мероприятий по подготовке и проведению выборочного наблюдения;
· разработка системы автоматизированной обработки результатов выборочного наблюдения и формирования итогов, включая ввод, контроль, обработку, хранение и защиту информации;
· организация автоматизированной обработки материалов, включая авторедактирование и импутацию пропущенных данных; формирование итогов выборочного наблюдения;
· анализ результатов выборочного наблюдения.
На территориальном уровне (территориальные органы государственной статистики - ТОГС) выполняются следующие функции:
· контроль качества выполнения работ по проведению сплошного наблюдения и собираемой информации;
· координация в субъекте Российской Федерации действий органов государственной власти по подготовке и проведению выборочного наблюдения;
· организация подбора и обучения лиц, осуществляющих сбор сведений об объектах выборочного наблюдения;
· организация работы по подбору и отправке респондентам пакета документов выборочного наблюдения;
· организация работы по контролю поступления заполненных отчетов от респондентов;
· автоматизированная обработка материалов выборочного наблюдения: операторский ввод и кодировка первичных данных, обработка отчетов, представленных в электронном виде, формально-логический контроль отчетов, передача на федеральный уровень сводных итогов и пообъектных данных.
На районном уровне (представители ТОГС в районах и городах) выполняются следующие функции:
· сбор сведений методом опроса и заполнение вопросников выборочного наблюдения по индивидуальным предпринимателям и физическим лицам;
· контроль поступления заполненных отчетов от респондентов;
· первичный визуальный контроль отчетов;
· формирование отчетов в пачки и передача на территориальный уровень.
III. ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ ДАННЫХ
Гарантии защиты
содержащихся в бланках сплошного и выборочного наблюдения сведений о
хозяйствующих субъектах определены в статье 9 «Гарантии защиты первичных
статистических данных, содержащихся в формах
федерального статистического наблюдения» Федерального закона № 282-ФЗ от
29 ноября 2007 года «Об официальном
статистическом учете и системе
государственной статистики в Российской Федерации».
Первичные статистические данные, содержащиеся в формах федерального статистического наблюдения, признаются конфиденциальными, не подлежат разглашению или распространению и используются только в целях формирования соответствующих федеральных информационных ресурсов о потенциале и состоянии сектора малого и среднего предпринимательства России.
Обработка содержащихся в формах федерального статистического наблюдения первичных статистических данных осуществляется в условиях, гарантирующих в соответствии с законодательством Российской Федерации защиту таких данных от несанкционированного доступа, предотвращение их хищения, утраты, подделки или искажения.
Должностные лица, а также иные лица,
которые в силу своего служебного положения или рода осуществляемой деятельности
имели доступ к содержащимся в формах федерального статистического наблюдения
первичным статистическим данным, допустили их утрату, незаконное разглашение
или распространение либо фальсифицировали эти данные или содействовали их
фальсификации, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или
уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
Обязанность не разглашать конфиденциальные сведения о респондентах предусматривается договорами, заключаемыми с лицами, осуществляющими сбор и обработку данных по объектам сплошного и выборочного наблюдения, а в отношении должностных лиц – нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» обработка персональных данных осуществляется для статистических целей при условии их обязательного обезличивания в целях формирования соответствующих федеральных информационных ресурсов.
При автоматизированной обработке материалов сплошного и выборочного наблюдения все технические и программно-технологические средства используются с соблюдением мер по защите информации от несанкционированного доступа.
IV.
ИНФОРМАЦИОННО-РАЗЪЯСНИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Основной задачей проведения информационно-разъяснительной работы среди хозяйствующих субъектов является повышение мотивации респондентов участвовать в сплошном наблюдении и обеспечении предоставления достоверных сведений о своей деятельности.
Проводимая разъяснительная работ должна обеспечить повышение осведомленности респондентов:
- о целях и задачах сплошного и выборочного наблюдения,
- о правовой обязанности участвовать в наблюдениях и о возможных санкциях в случае отказа с их стороны,
- о гарантиях и механизмах соблюдения конфиденциальности в отношении представленной информации,
- о выгодах от проведения и получения результатов сплошного и выборочного наблюдения среди потенциальных пользователей, т.е. респонденты должны осознать, что они являются также потенциальными пользователями и в конечном смысле выиграют в случае высокого уровня участия и точности представленной информации.
При проведении информационно-разъяснительной работы среди хозяйствующих субъектов будут использоваться следующие формы мероприятий:
а) подготовка тезисов выступлений и интервью руководства Росстата в федеральных средствах массовой информации;
б) инициирование обсуждения проекта программ сплошного и выборочного наблюдения с представителями научных и общественных кругов;
в) организация и освещение в местных средствах массовой информации интервью руководителей территориальных органов государственной статистики, представителей структур поддержки малого и среднего предпринимательства, а также размещение информационных материалов по вопросам сплошного и выборочного наблюдения;
г) подготовка информационных материалов и пресс-релизов и рассылка их в средства массовой информации;
д) размещение методологических материалов сплошного и выборочного наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства, организационных положений ее проведения, информационных материалов, пресс-релизов и других материалов на сайте Росстата и его территориальных органов;
ж) распространение средств наглядной агитации (плакаты и листовки).
V.
ИНФОРМАЦИЯ ДРУГИХ СУБЪЕКТОВ ОФИЦИАЛЬНОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО УЧЕТА
Для построения базовых таблиц «затраты-выпуск» помимо данных текущих статистических наблюдений Росстата потребуется детальная информация, которая собирается и разрабатывается другими органами исполнительной власти.
Информации, получаемой Росстатом в рамках действующего
порядка информационного взаимодействия Росстата с этими организациями,
недостаточно, поскольку степень ее детализации или форма представления не
отвечает требованиям информационного обеспечения разработки
базовых таблиц «затраты-выпуск».
Для разработки базовых таблиц «затраты-выпуск» потребуется информация за 2011 год:
Федерального казначейства - о составе доходов и расходов бюджетных учреждений;
Федеральной налоговой службы - о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему в разрезе видов экономической деятельности;
Федеральной таможенной службы - об экспорте и импорте товаров в национальной валюте по текущему курсу доллара США на дату выпуска товара в свободное обращение и о вывозных и ввозных таможенных пошлинах в разрезе 10-значных кодов ТН ВЭД России.
Порядок взаимодействия Росстата с ФНС России, ФТС России, Казначейством России по предоставлению Росстату информации, необходимой для построения базовых таблиц «затраты-выпуск» за 2011 год, представлен в приложении 3.